Вопросы родителей о грудничковом плавании. Обучение с консультантом-инструктором. Дети Океана.

Частые вопросы родителей

Плавание с ребенком, фото Алена Кавальская

Некоторое время после проведения занятия по плаванию с ребенком, мои мысли заняты осмыслением только что произошедшего, анализом реакций малыша, обдумыванием разговора с родителями и так далее. Подмечаются особенности в развитии ребенка, на что надо обратить внимание в следующий раз, о чем еще рассказать, какие материалы подготовить.

В этом разделе представлены наиболее частые вопросы родителей. Многие из них повторяются и возникают вновь и вновь после первого занятия плаванием с малышами. Присылайте свои вопросы по грудничковому плаванию через форму обратной связи или на электронную почту, я отвечу вам в ближайшее время.

1. Страхи родителей, что они не смогут сами заниматься с ребенком или «А давайте вы придете к нам еще…».

Количество первых занятий, на которых необходимо присутствие инструктора, индивидуально. В среднем – это 3-5 занятий в домашней ванне. Через некоторое время можно снова встретиться, оценить и скорректировать текущую ситуацию. Или обсудить вопросы по телефону.

Основная задача инструктора по грудничковому плаванию, – сопроводить и дать стартовый толчок. Рассказать и показать основы. В дальнейшем необходима заинтересованность и непосредственное участие родителей. Иначе, сколько бы инструктор не ходил, рано или поздно занятия прекратятся – ребенок перерастет ванну. И не вовлеченные родители с очень малой долей вероятности пойдут в бассейн.

Кроме того, никто лучше мамы или папы не знает, что нужно ребенку в данный момент. Никто лучше родителей не чувствует малыша. Телесный контакт, опыт общения, совместное время провождение, выстраивание диалога – это самое важное и необходимое для ребенка в любом возрасте. То, что дает чувство комфорта, безопасности и уверенности маленькому человечку.

2. Сомнения родителей, есть ли смысл так рано начинать заниматься или «Он же еще такой маленький, к чему это все?».

Страшно – это когда не понятно. Важно понимать для чего мы занимаемся с ребенком в воде. Основные причины для занятий грудничковым плаванием изложены здесь. В общем же следует отметить: нужно создавать ребенку возможности для развития с рождения. И даже раньше.

В период внутриутробного развития у ребенка происходит формирование нервных клеток (нейронов) и нервных связей между ними. Чем больше этих связей – тем талантливее и способнее человек. Почти 70% нервных клеток гибнут еще до рождения ребенка. Человеческий мозг продолжает терять нейроны и после рождения, на протяжении всей жизни. Такая гибель клеток запрограммирована генетически. То есть на момент рождения у малыша количество нейронов и связей между ними намного больше, чем у взрослого человека. Некоторые клетки погибают, выполнив определенные функции в формировании системы нейронных связей. Другие же отмирают, оказавшись не востребованными. Они не были включены в развивающуюся сеть нейронов и погибли за ненадобностью. Не получили достаточной стимуляции. В случае с новорожденными детьми – это недостаток или отсутствие физической активности, сенсорного, светового, тактильного, речевого, музыкального и иного воздействия. Яркий пример – дети-отказники, к которым редко подходят, мало разговаривают, не берут на руки и т.д. Их задержки в развитии обусловлены именно отсутствием какой-либо стимуляции деятельности головного мозга. Ничего, кроме белого потолка над кроваткой.

За первый год жизни ребенок получает 70% всей информации, которую он способен получить за всю жизнь. Остальное – к 9 годам (в некоторых источниках до 5 лет). Далее – всего лишь вариации на тему и тренировка «серого вещества» разными задачками в школе и по жизни. Число межнейронных связей находится в прямой зависимости от процессов обучения: чем интенсивнее идет обучение, тем больше связей образуется и поддерживается. Существует мнение, что нейродегенеративные заболевания – болезнь Альцгеймера, Паркинсона и прочие прелести – особенность развитых стран. В силу того, что человек отучается думать и придумывать, изучать и изобретать, творить, то есть тренировать свое тело и мозг.

Возвращаясь к нашим детям. Нужно давать им пищу для размышления. Питать с рождения. Пусть осваивают и открывают мир новых возможностей с вашей помощью. Не ради того, чтобы вырастить вундеркинда или супер-ребенка. А ради того, чтобы воспитать здорового, гармоничного и многосторонне развитого человека, для которого постоянное развитие и исследование нового – это норма.

3. «Не будет ли для малыша стрессом…».

Будет. Но стресс в умеренных дозах приводит к развитию. Наша задача дать возможность ребенку научиться адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Жизнь разная, многообразная, яркая и интересная. Пусть он ее познает и исследует под вашим внимательным и спокойным взглядом. Исследует с первых дней, чувствуя вашу поддержку и уверенность. Таким образом, он учится адаптироваться к нестандартным ситуациям, становится мобильнее, стрессоустойчивее, адаптивнее, легко и спокойно осваивает новое. Пытливый ум. Исследовательский интерес. Живая фантазия. Открытость и сообразительность. Все это отсюда.

В качестве примера. Обратите внимание, как малыш грудничкового возраста реагирует на громкий, неожиданный звук: пугается, вздрагивает, смотрит на реакцию взрослого и... заливается громким плачем! Или, как вариант, увидев улыбающееся лицо взрослого, который еще проговорит своими словами "бух! ух какой бух!" - улыбнется в ответ. В следующий раз у малыша будет соответствующая реакция на громкий звук. Если он получил от вас сигнал - все в порядке, я рядом. Он уверенно и спокойно переживает ситуацию.

4. «Как часто можно заниматься плаванием с малышом?».

Сколько угодно часто и долго. Главное – в радость и удовольствие всем участникам процесса.

5. «Если вода попадает в уши, может быть отит?».

При соблюдении основных правил гигиены и безопасности отитов не будет. Строение внутреннего уха маленького ребенка отличается от строения уха взрослого человека. Слуховая (Евстахиева) труба короче, шире и расположена более горизонтально, барабанная перепонка толще, чем у взрослых.

Чтобы избежать возникновения наружного отита достаточно после купания аккуратно промокнуть каждое ухо ребенка мягким, чистым полотенцем, повернув голову на соответствующий бок. И не допускать проникновения каких-либо предметов дальше слухового прохода (чистить только наружное ухо), так как есть вероятность протолкнуть серу к барабанной перепонке и вызвать образование пробки или занести инфекцию своими руками.

В большинстве случае детские отиты возникают на фоне воспаления носоглотки, то есть изнутри.

Грудные дети почти постоянно находятся в горизонтальном положении, т.е. лежат, поэтому молоко при срыгивании попадает через слуховую трубу в барабанную полость. У грудничков причиной отита может стать попадание смеси или грудного молока из носоглотки в среднее ухо.

Отиты чаще возникают на фоне ОРВИ у детей с ослабленным иммунитетом, недоношенных, а также у малышей, находящихся на искусственном вскармливании. В подавляющем большинстве случаев инфекция попадает в среднее ухо из воспаленной носоглотки по слуховой трубе…

Необходимо учитывать, что у детей, склонных к аллергии, бывают аллергические отиты...

Таким образом, плавание является хорошим средством профилактики отитов. Ребенок находится в движении, у него не образуется застойных явлений в носоглотке, ныряния способствуют ее прочищению.

6. «Как долго ребенок может находиться под водой?»

Все зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка, возраста начала занятий, количества, качества, периодичности тренировок. На самом деле, я не считаю и не записываю рекорды :).

В процессе занятий идет контроль за состоянием ребенка, постепенно увеличивается количество нырков, время пребывания ребенка под водой, добавляются новые упражнения, в конце концов, осуществляется переход к свободному плаванию.

7. Реакция мамы/папы на то, как второй родитель занимается с малышом…

«Ты не так держишь!.. Ты не так делаешь!.. Ему/ей так не удобно!». Милые, дорогие родители… Давайте жить дружно. Не стоит комментировать, критиковать, ссориться. Наберитесь терпения, доверьте и расслабьтесь. В крайнем случае – выйдите из ванны/бассейна :). Все мы когда-то чему-то учились впервые. Лучше подождать, помочь и поддержать, сохраняя позитивный настрой и общее спокойствие, которое передается ребенку.

Отдельная просьба к мамам. Вы, конечно, мамы. И лучше всех знаете, что надо ребенку и как ему хорошо. Но папы тоже знают, поверьте. Но они знают по-своему. И не утопят, и не задушат – инструктор же рядом. Не отталкивайте и не отгоняйте – «ой, да чего ты понимаешь тут вообще»! Наоборот! Привлекайте всеми силами. Пусть папа получит радость от общения с малышом. Пусть у него будет своя зона ответственности. Пусть это будет ИХ совместное, важное дело. Папы обожают чувствовать сопричастность, заниматься с крошечными детьми. И мамам следует им позволить это делать. Надо доверить. Пусть формируется прочная, хорошая связь между ребенком и папой. А вам, мамам, будет проще в дальнейшем.

8. «А когда мы поплывем?».

Здесь снова нужно задуматься о цели наших занятий. Первоочередная цель – гармоничное развитие и здоровье ребенка. Умение плавать – это, так скажем, неизбежное последствие регулярных занятий. Чтобы к этому прийти, нужно много работать родителям, в первую очередь: со своими страхами (потому что ваши страхи передаются ребенку), со своей ленью (потому что занятия должны быть регулярными), со своими амбициями иногда (потому что нужно много терпения, умения принять и не форсировать события) и так далее. Успехи ребенка, в том числе, зависят от индивидуальных физиологических и психических особенностей. Иногда в течение долгого периода времени нет видимых изменений в развитии малыша. Потом резко происходит большой скачок вперед. Или все идет, как по маслу, и вдруг – регресс. Словом, тренироваться надо! И тогда, первые успехи самостоятельного плавания ребенка возможны в возрасте 1-2,5 года.

На видео Кристиан Фокин, малышу 1 год. Плывет в море.

Крису здесь 1 год
Posted by Alexandra Fokina on 18 Октябрь 2014 г.


Многофакторный анализ, принятие ответственности или «никто кроме нас!». Я всегда призываю родителей помнить о том, что ответственность за принятие решений по поводу своего ребенка нужно уметь брать на себя. По любому вопросу: плавать или нет, закалять или нет, ставить прививки или нет, рожать дома или в роддоме, кормить грудью или нет (и как долго), отдать в садик или нет...

Не нужно перекладывать ответственность на врачей, воспитателей, учителей, тренеров, психологов и пр. Нужно собрать и проанализировать как можно больше информации, полярных мнений, исторических и научных фактов, в конце концов, опробовать на себе лично. Чем серьезнее вопрос – тем больше объем данных для анализа. И принять решение, взяв ответственность на себя. Дальше наблюдать, анализировать, делать выводы и снова принимать решение. Потому что это ваша жизнь и ваш ребенок. Этим, к слову сказать, вы учите и малыша принимать решения за себя и отвечать за свои действия в дальнейшем.

Продолжение следует...