15 Сен, 2015
Важность физического развития для детей на первом году жизни
Категория: Дети Просмотров: 183

В последнее время должность мамы двух детей обязывает меня особенно тщательно заниматься подбором развивающих занятий, пособий, игр для детей. Уж очень много всего. Когда родилась старшая дочь, я фанатично скупала разного рода «развивающие» игрушки, оптом распечатывала всевозможные карточки с картинками, буквами, цифрами. Мне все казалось мало. Думала, что не успею дать ребенку что-нибудь важное, а после трех, как известно, уже поздно. При этом очень мало внимания уделялось физическому развитию.

К рождению второго малыша я подошла уже с конкретным багажом знаний иного порядка. Сейчас я уверена в первостепенной важности физического развития для ребенка с рождения. Большая часть современных игрушек — от лукавого. Чем проще и ближе к реальной жизни, тем лучше. Во всем этом мне, в том числе, помогли разобраться многочисленные материалы, видео и аудио семинары с сайта danilova.ru. Ирина Данилова — популярный автор методик раннего развития и не только, многодетная мама. Мне симпатичен ее подход необычайно структурированной подачей материала. С удовольствием публикую здесь отрывки из статьи Ирины о важности физического развития с рождения, потому что это те самые вопросы, о которых мы постоянно говорим с беременными мамами и с родителями на каждом занятии по грудничковому плаванию.

Как и зачем развивать мозг малыша в первый год

Лена Данилова



Самый удивительный год

Маленький ребенок — это удивительное, ни с чем не сравнимое чудо!

За один лишь год своей жизни малыш превращается из беспомощного комочка в осмысленного человека! Через год после рождения он уже будет ходить, говорить несколько слов, смеяться и радоваться.
Смотреть, как он растет — удивительный дар, который достается каждому из нас всего-то раз-два в жизни. Если не просто наблюдать, как он растет, а помогать малышу развиваться, получается взаимное общение, стимулирующее малыша к самостоятельным свершениям и к первым открытиям. Конечно, малыш будет развиваться и без особого вмешательства, так устроила сама природа. Но чем меньше участие взрослых, тем хуже развивается ребенок!


Как развивается мозг малыша

В первый год жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Если мозг стимулировать, то развитие его идет гораздо лучше. Известно, что органы, которые не используются, вообще не развиваются. То же и с отделами мозга. Если, например, мозжечок (он отвечает за координацию движений) не используется интенсивно, его развитие идет замедленно. Подросший ребенок будет с трудом выполнять гимнастические упражнения, будет неловко лазать, его будет укачивать в транспорте, он будет падать чаще, только потому, что мозжечок развивался только по мере той нагрузки, которая была. А была размеренная спокойная жизнь, при которой грудничок почти все время лежал в кроватке: его брали на руки очень аккуратно, как фарфоровую куклу, клали в коляску на спинку и катали. Так происходит с любым отделом мозга, отвечающим за ту или иную функцию: если его не стимулировать, не давать ему нагрузку, он развивается не в полной мере, не так, как мог бы, если бы стимулировался.

Уже давно известно, что в младенчестве развитие мозга активно взаимосвязано с физическим развитием ребенка. Вот почему так важно развивать с самого раннего возраста координацию, силу, ловкость и в целом физическую активность малыша!

Однако не стоит увлекаться чрезмерным «развитием» — слишком рано давать малышу нагрузку, не соответствующую возрасту. Прежде, чем заниматься по какой-либо модной методике, подумайте, так ли это сейчас необходимо вашему малышу, достаточно ли он овладел более простыми навыками или умениями. Хорошо ли у вас получится заниматься по этой методике, не навредят ли малышу занятия. Занимайтесь с малышом, развивайте его, но не спешите. Задумайтесь о том, что при неправильном подходе к занятиям или чрезмерных нагрузках можно навредить ребенку.


Без чего невозможно полноценное развитие в первый год

Развивать детей стало очень модно. Но так уж получилось, что мамы, занимающиеся с малышами, чрезмерно увлеклись тем, без чего можно вполне обойтись: «Самыми нужными развивающими» игрушками, подвесками, ковриками, карточками со словами и картинками, с цифрами и буквами. Мамы забыли о главных потребностях малыша!

В первый год жизни ребенку нужно нечто совсем другое, чем карточки, картинки и развивающие занятия в группах. Без чего нельзя обойтись в первый год? 

Все время, что малыш не спит, дома он должен быть всегда раздетым. Это, пожалуй, самое важное условие раннего развития. Только в таком состоянии малыш может быть активным. Его не стесняет никакая одежда, он свободен в своих движениях. Мышцы его не расслаблены, как это происходит, если малыш тепло укутан, и поэтому ребенку хочется двигаться. А мы уже знаем, что движение в таком возрасте – синоним развитию в целом. 

В этом нет ничего экстремального: если с самого рождения приучать ребенка быть голеньким, то он относится к этому как к должному. Кроме того, в первые дни малыш, в основном, спит, а бодрствует совсем недолго, поэтому приучение будет плавным, постепенным, безболезненным. Главное, начните с себя. Лучше всего дома ходить босиком, в легкой футболке и в шортах. Спортивная мама — спортивный ребенок!

Ребенку необходимо предоставить возможность неограниченного движения. Оставлять малыша в кроватке можно лишь ненадолго и в случае крайней необходимости, буквально на три-пять минут. Большую часть времени ребенку лучше проводить на полу. Пока это совсем крошечный малыш, стелите коврик, а на него пеленку. Как только малыш начнет ползать, пусть ползает по всей комнате, а потом — по всему дому.

С ребенком необходимо регулярно заниматься физическим развитием. Это может быть динамическая гимнастика, упражнения на мяче или просто массаж и отработка движений, которые ребенку предстоит освоить в ближайшее время. Но без физического развития нет интеллектуального развития. Неподвижный ребенок не способен так познать мир, как подвижный, который всё в доме ощупал, всё увидел, все обнюхал. Маленький ребенок в восемь-девять месяцев можно прекрасно ориентироваться даже в очень большом доме. И найдет и маму на кухне, и папу в кабинете.

Уделяйте внимание занятиям в воде. Это плавание и ныряние или просто водные игры в ванной — малыш обязательно должен стремиться к пребыванию в водной среде.


Малышу необходимо развивать речь. Разговаривать с ним нужно много, но это не значит, что надо болтать без умолку. Проговаривать слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок слышал не поток звуков, а именно слова. Основа развития речи – правильная речь взрослых. Старайтесь использовать сложные предложения, не упрощайте свою речь специально для малыша. Стимулировать активную речь можно играми, просьбами, вопросами. Когда показываете что-то малышу, повторяйте слово несколько раз. И обязательно нужно читать малышу с первых недель жизни!

Ребенка нужно приучать к самостоятельности, помогать ему только в той степени, в какой он не в силах справиться с делами сам. Научился малыш залезать на стул и садиться самостоятельно? Больше вы его никогда не подсаживаете или не усаживаете своими руками. То же и с другими умениями.

Приучайте ребенка оставаться в одиночестве, играть без мамы или старших детей. Если не научить этому в первый год жизни, потом это будет очень сложно. Совершенно необходимо приучать ребенка к гигиене. Ребенок, который многое понимает, уже разговаривает и при этом ходит в подгузниках — это сейчас стало нормой. Это неправильно! Ничего хитрого и сложного тут нет. Начните хотя бы держать над раковиной в тот момент, когда малыш давно не делал свои дела (желательно делать это с первых дней). Ребенок сам всему научится, если родители будут последовательны. Вводите горшок, как только ребенок научится сидеть. В год это сделать сложнее, потому что у ребенка уже есть свои привычки.

В течение всего первого года необходимо предоставить ребенку максимум тактильных ощущений: Не бояться давать разнообразные предметы для ощупывания руками: кусочки ткани, бумагу и картон, металлические и деревянные предметы Обязательно давайте ребенку слушать разнообразную музыку, а также звуки разных языков. Все знают, что музыка очень благотворно действует на мозг человека, а уж малышам она просто необходима. Звуки чужих языков расширяют слуховой диапазон малыша, он привыкает слышать эти непохожие на родной язык звуки.

Играйте с малышом с обычными игрушками — куколками, мишками и зайками, машинками, мячиками и кубиками. Стимулировать ребенка к активным играм с такими игрушками. Это гораздо важнее «логических» игрушек и карточек со словами или даже картинками.

«Какое же это «раннее развитие»?», — скажут многие. А как же карточки Домана, «Кубики Зайцева» и рамки Монтессори, презентации, рисование красками. Это все отлично! Но и без этого можно вырастить необыкновенного малыша!
Вот только для этого совершенно необходимо соблюдать все вышеописанные условия!

Большинство мам считают, что если они обеспечат ребенка карточками, пособиями, книжками и «развивающими» игрушками, их малыш вырастет более умным и способным. Это далеко не так. Мне бы хотелось, чтобы мамы, у которых есть малыши первого года жизни, задумались над моими словами и попробовали следовать моим советам.

И не забывайте, что физическое развитие ребенка в первый год жизни должно стоять всегда на первом месте…»

Фото: Алена Кавальская