На прошедших выходных выпала честь принять участие в качестве инструктора по фридайвингу в обучающем курсе для смешанной (инклюзивной) команды, в состав которой вошли незрячие участники, инвалиды по зрению из автономной некоммерческой организации «Белая трость». Ранее был опубликован анонс мероприятия, в котором можно посмотреть о целях и программе курса. Ниже делюсь своими очень личными переживаниями.
День первый.
Знакомство.
Володя. Зашел с тростью в руках, представился, сходу начал шутить. А мы немного растерялись, не зная, как поддержать тему, что сказать. Он заполнил собой пространство. Я как-то давно словила это ощущение от незрячих людей. Вокруг них очень широкое поле, которое ощущается физически. Как защита. Целеустремленный, цельный, сильный человек.
Эля. Маленькая, с мягкими, тонкими пальцами и неуверенными движениями. Если берется за тебя - как будто мотылек присел на плечо. Учится в медицинском училище.
Олег - Человек-паровоз и глыба во всех смыслах. Харизматичный лидер, руководитель, генератор идей и проектов. Философ .
Миша. Невероятно остроумный, позитивный, эрудированный, тонко улавливающий суть.
Потрясающее чувство юмора - это общая черта всех ребят, с которыми нам довелось поработать за эти два дня. Много, очень много смеялись.
Суша.
Свет погас. Я в черной, плотной повязке на глазах, для того, чтобы почувствовать и понять ощущения незрячих ребят из "Белой трости"...
Через полчаса голова пошла кругом, заломило в висках. Устала... При том, что я сидела ровно на одном месте и только слушала...
Сейчас я четко понимаю, что инклюзия (включение) происходит не тогда, когда ты делаешь что-то с завязанными глазами, пытаясь понять мировосприятие слепых людей. Больше всего, извините, «торкает», когда проживаешь маленькую жизнь вместе здесь и сейчас: элементарно общаешься по ходу дела, ходишь за кофе или в туалет, переодеваешься, рассказываешь лекцию, показываешь упражнения на суше, в воде и так далее.
Начинается изменение восприятия, через призму отсутствия зрения. От включенности и попыток понять и прочувствовать, как они, начинает снова кружиться голова. Все время одна мысль - они не видят, но чувствуют острее. Воспринимают другими каналами. Как? И попытки найти ответ. По опыту общения с особыми детьми, я знаю, что включается какая-то сила и ты просто интуитивно находишь способ взаимодействия. Получатся колоссальный обмен энергией.
В силу своей эмоциональности мне тяжело быть включенной все время. Осознавая, что симптоматика усталости и включенности проявляется уже на телесном уровне (в какой-то момент я поняла, что смотрю с открытыми глазами и ничего не вижу)... Дождавшись перерыва я просто сбежала на час. Под предлогом типа умираю с голода... На самом деле мне нужно было переварить это странное ощущение "невидимого" мира вокруг, побыть в одиночестве.
Вода.
В воде делали статику. И снова процесс взаимодействия, включения: одеть костюм, попробовать маску или зажим. Понять ощущения тела в воде: как чувствуется грань, положения на груди и спине, с опущенным в воду лицом..
В воде очень хорошо. Это всего лишь еще одна среда, которую нужно понять и принять. Прочувствовать. Им это привычно. Те адаптационные механизмы, которые тренеруются ежедневно по многу раз у незрячих людей, в процессе принятия ежеминутных решений в условиях отсутствия зрения, сделали для них доброе дело. Все ребята очень быстро учатся и моментально «включаются» в процесс.
Не было ощущения жалости ни разу. Ну, может, один раз… Не скажу об этом. Никаких поблажек и особенного отношения, даже когда проскальзывали моменты легкой манипуляции своей особенностью. В этом смысле у меня жестковатая позиция: особым людям нужно работать в разы больше над собой. Жалось не конструктивное чувство... К слову, задержка дыхания в статике у отдельных незрячих фридайверов достигла больше трех минут.
Пришла домой, упала. Свет погас. Процесс продолжается во сне... Кстати, даже полностью незрячие с рождения видят сны.
День второй.
Утро домашнее. За кофе, между делом, открываю книгу «Путеводитель по буддизму»... На странице, на которой остановилась с прошлого раза - мантра ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ. Самая известная в тибетском буддизме мантра, она связана с Бодхисаттвой Любящие Глаза - воплощением сочувствия и любви...
Второй день занятий проходил уже в понятном всем участникам режиме. Однако продолжало «накрывать» и крыша привычно шуршала.
По словам участников, они не ожидали таких открытий от курса. А мы, инструктора, не ожидали насколько необычно быстро наши студенты уловили суть фридайвинга. И есть понимание, что с водой теперь наши студенты будут взаимодействовать совсем иначе: намного ближе и гармоничнее.
Ребята очень часто используют слова «вижу», «увидел», «посмотрел» и так далее. Олег объяснил нам, что обязательно в инклюзивной группе нужно использовать видео материал, картинки. Это нужно не только, тем кто видит. Слепые косвенно воспринимают эти каналы информации. Это важно.
Основная задача «Белой трости» способствовать включению инвалидов в обычную жизнь, приносить пользу обществу, работать. Иждивенческая позиция, так же, как и жалость - не конструктивна, бесполезна и даже вредна. Я подумала, что это нам, зрячим, с руками и ногами нужно бежать к ним, включаться, взаимодействовать, учиться, просто понимать и принимать...
Я очень устала. Обострилась чувствительность. Честно. Но эта усталость - потрясающая! Эти люди меня потрясли. Очень много ресурсов и изменений внутри. Спасибо.
Нет предела возможностям человека. Кто хочет – ищет способ, кто не хочет – причину.
P.S. Осознанно не убирала из статьи тавталогии со словом «включенность».
Поразительно. Идя на занятие, я вообще не ждал ничего особенного - кто не нырял? Чего там нового? Фридайвинг для меня теперь,это в первую очередь самопознание и гармония с окружающим миром. Поразительно наглядные связи между собственной мыслью и способностями тела. Спасибо огромное, не ожидал что меня можно настолько удивить моими же возможностями) У вас удивительно слаженная и очень доброжелательная команда... Я до сих пор не могу вынырнуть из удивительных ощущений которые вы нам подарили и научили добывать....


































