26 Апр, 2016
Инклюзия
Категория: Фридайвинг Просмотров: 62
Инклюзия
Вселенная решила так, что в этой жизни я имею возможность видеть. Видеть в смысле наличия зрения и видеть в смысле “отображать” совершенно потрясающих Учителей по жизни, которые дают невероятные уроки и импульсы к развитию, тотально и безвозвратно.

На прошедших выходных выпала честь принять участие в качестве инструктора по фридайвингу в обучающем курсе для смешанной (инклюзивной) команды, в состав которой вошли незрячие участники, инвалиды по зрению из автономной некоммерческой организации «Белая трость». Ранее был опубликован анонс мероприятия, в котором можно посмотреть о целях и программе курса. Ниже делюсь своими очень личными переживаниями.

День первый. 
Знакомство.

Володя. Зашел с тростью в руках, представился, сходу начал шутить. А мы немного растерялись, не зная, как поддержать тему, что сказать. Он заполнил собой пространство. Я как-то давно словила это ощущение от незрячих людей. Вокруг них очень широкое поле, которое ощущается физически. Как защита. Целеустремленный, цельный, сильный человек.

Эля. Маленькая, с мягкими, тонкими пальцами и неуверенными движениями. Если берется за тебя - как будто мотылек присел на плечо. Учится в медицинском училище. 

Олег - Человек-паровоз и глыба во всех смыслах. Харизматичный лидер, руководитель, генератор идей и проектов. Философ .

Миша. Невероятно остроумный, позитивный, эрудированный, тонко улавливающий суть.

Потрясающее чувство юмора - это общая черта всех ребят, с которыми нам довелось поработать за эти два дня. Много, очень много смеялись.

Суша.
Свет погас. Я в черной, плотной повязке на глазах, для того, чтобы почувствовать и понять ощущения незрячих ребят из "Белой трости"...

Через полчаса голова пошла кругом, заломило в висках. Устала... При том, что я сидела ровно на одном месте и только слушала...

Сейчас я четко понимаю, что инклюзия (включение) происходит не тогда, когда ты делаешь что-то с завязанными глазами, пытаясь понять мировосприятие слепых людей. Больше всего, извините, «торкает», когда проживаешь маленькую жизнь вместе здесь и сейчас: элементарно общаешься по ходу дела, ходишь за кофе или в туалет, переодеваешься, рассказываешь лекцию, показываешь упражнения на суше, в воде и так далее.

Начинается изменение восприятия, через призму отсутствия зрения. От включенности и попыток понять и прочувствовать, как они, начинает снова кружиться голова. Все время одна мысль - они не видят, но чувствуют острее. Воспринимают другими каналами. Как? И попытки найти ответ. По опыту общения с особыми детьми, я знаю, что включается какая-то сила и ты просто интуитивно находишь способ взаимодействия. Получатся колоссальный обмен энергией. 

В силу своей эмоциональности мне тяжело быть включенной все время. Осознавая, что симптоматика усталости и включенности проявляется уже на телесном уровне (в какой-то момент я поняла, что смотрю с открытыми глазами и ничего не вижу)... Дождавшись перерыва я просто сбежала на час. Под предлогом типа умираю с голода... На самом деле мне нужно было переварить это странное ощущение "невидимого" мира вокруг, побыть в одиночестве.

Вода.
В воде делали статику. И снова процесс взаимодействия, включения: одеть костюм, попробовать маску или зажим. Понять ощущения тела в воде: как чувствуется грань, положения на груди и спине, с опущенным в воду лицом..

В воде очень хорошо. Это всего лишь еще одна среда, которую нужно понять и принять. Прочувствовать. Им это привычно. Те адаптационные механизмы, которые тренеруются ежедневно по многу раз у незрячих людей, в процессе принятия ежеминутных решений в условиях отсутствия зрения, сделали для них доброе дело. Все ребята очень быстро учатся и моментально «включаются» в процесс.

Не было ощущения жалости ни разу. Ну, может, один раз… Не скажу об этом. Никаких поблажек и особенного отношения, даже когда проскальзывали моменты легкой манипуляции своей особенностью. В этом смысле у меня жестковатая позиция: особым людям нужно работать в разы больше над собой. Жалось не конструктивное чувство... К слову, задержка дыхания в статике у отдельных незрячих фридайверов достигла больше трех минут.

Пришла домой, упала. Свет погас. Процесс продолжается во сне... Кстати, даже полностью незрячие с рождения видят сны.

День второй.

Утро домашнее. За кофе, между делом, открываю книгу «Путеводитель по буддизму»... На странице, на которой остановилась с прошлого раза - мантра ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ. Самая известная в тибетском буддизме мантра, она связана с Бодхисаттвой Любящие Глаза - воплощением сочувствия и любви...


Искала ресурс - вот тебе. И, наверно, впервые в жизни я загудела эту мантру сама по себе, вне тренировки, вне семинара, в гордом одиночестве наслаждаясь процессом. Хорошо.

Второй день занятий проходил уже в понятном всем участникам режиме. Однако продолжало «накрывать» и крыша привычно шуршала.  

Динамика в ластах, как и весь процесс обучения, проводилась по методике, разработанной коллегами из клубов Aqualibrium (Москва) и Homo-Aquaticus (Обнинск). Студент опускался вниз по вертикальному тросу, доходил до дна, далее перехватывался за горизонтально натянутый трос и по дну, через бассейн, к следующему тросу, который ведет наверх. Такая перевернутая буква П. С каждым участником команды был страхующий инструктор. Отрабатывали основные важные моменты на входе и выходе в воду, продувку, психологический настрой. Все, как на обычном Базовом курсе. 

Всем удалось, как минимум, опустить вниз головой по вертикальному тросу до дна бассейна. Отдельные удалые начинающие фридайверы прошли на одном дыхании горизонтальный участок дистанции 3 раза (это около 36 метров, не считая спуска и подъема).     

По словам участников, они не ожидали таких открытий от курса. А мы, инструктора, не ожидали насколько необычно быстро наши студенты уловили суть фридайвинга. И есть понимание, что с водой теперь наши студенты будут взаимодействовать совсем иначе: намного ближе и гармоничнее.

***

Ребята очень часто используют слова «вижу», «увидел», «посмотрел» и так далее. Олег объяснил нам, что обязательно в инклюзивной группе нужно использовать видео материал, картинки. Это нужно не только, тем кто видит. Слепые косвенно воспринимают эти каналы информации. Это важно. 

Большое впечатления на меня произвели слова о том, звуки, которые слышат незрячие, сразу переходят в область чувств… А также то, что узнавать человека можно по «ветру», который создается при его движении. Даже не по запаху, а по ветру… 
 
Основная задача «Белой трости» способствовать включению инвалидов в обычную жизнь, приносить пользу обществу, работать. Иждивенческая позиция, так же, как и жалость - не конструктивна, бесполезна и даже вредна. Я подумала, что это нам, зрячим, с руками и ногами нужно бежать к ним, включаться, взаимодействовать, учиться, просто понимать и принимать...  

Во втором часу ночи вышла из бассейна, села за руль... Город, омытый дождем, показался нереально ярким, небо неприлично красивым и чистым, с четко очерченными облаками, диском Луны, вывески и огни двоятся в лужах... Мир как будто умылся.

Я очень устала. Обострилась чувствительность. Честно. Но эта усталость - потрясающая! Эти люди меня потрясли. Очень много ресурсов и изменений внутри. Спасибо.
Нет предела возможностям человека. Кто хочет – ищет способ, кто не хочет – причину.

P.S. Осознанно не убирала из статьи тавталогии со словом «включенность».

Автор: Зоя Головня
Фото: Максим Павлов

Отзыв о курсе от Михаила Войцеховского

Поразительно. Идя на занятие, я вообще не ждал ничего особенного - кто не нырял? Чего там нового?  Фридайвинг для меня теперь,это в первую очередь самопознание и гармония с окружающим миром.  Поразительно наглядные связи между собственной мыслью и способностями тела. Спасибо огромное, не ожидал что меня можно настолько удивить моими же возможностями) У вас удивительно слаженная и очень доброжелательная команда... Я до сих пор не могу вынырнуть из удивительных ощущений которые вы нам подарили и научили  добывать....

Интервью о курсе на сайте Федерации Фридайвинга