Юбилей «Голубой бездны»

11-05-2018

Юбилей «Голубой бездны»

Юбилей «Голубой бездны» — 30 лет самому популярному фильму о фридайверах

В 1988 году вопреки всем и вся Люк Бессон в свои 29 лет представлял в Каннах фильм «Голубая бездна». Этому фильму предстояло завоевать сердца молодых зрителей, его посмотрели 14 миллионов человек во всём мире. Жан-Марк Барр и Жан Рено стали настоящими звёздами после этого фильма. Сегодня, в день, когда фильму исполняется 30 лет, мы решили вспомнить о его не самой простой судьбе.

Фильм «Голубая бездна» начинался нетипично для фильмов тех лет. Зрителя встречал долгий непрерывный кадр с вертолёта над Средиземным морем вдоль греческого побережья под сопровождение спокойной величественной музыки композитора Эрика Серра. Вот по берегу бежит ребёнок и ныряет навстречу подводному миру. Всего лишь за 4 минуты вступления была задана декорация для всех дальнейших событий фильма. 

Удивительно, но сегодня, 30 лет спустя, фильм Люка Бессона практически не постарел, несмотря на то, что воздушные съёмки стали привычными, а сценарий фильма был практически детским, можно даже сказать, примитивным. Празднование нынешнего юбилея фильма состоится на Каннском фестивале — будет 2 специальных показа, Эрик Серра выступит с концертами на музыкальной сцене, а в 2019 году планируется юбилейный показ ленты в кинотеатрах Франции. В остальном же юбилей пройдёт в тишине, как существует в тишине и подводный мир, который показан в фильме. Как ни странно, Люк Бессон не отвечает на многочисленные запросы интервью, его продюсер Патрис Леду тоже молчит, Жан Рено под предлогом съёмок в горах также «вне доступа». Эрик Серра, композитор, отказывается говорить об истории создания фильма из солидарности с остальными участниками съёмок. Жан-Марк Барр и вовсе оказался персоной нон грата в кино после ссоры со своим режиссёром. Некоторые члены съёмочной группы соглашаются делиться воспоминаниями, но при условии полной анонимности. Получается не голубая, а какая-то молчаливая бездна.

Тем не менее история создания этого кино интересная и красивая. Было там и самопожертвование, и погоня человека за своей мечтой.

В 1977 году, в 18-летнем возрасте Люк Бессон начал работать инструктором по нырянию с аквалангом, но из-за травмы и последующего за ней сильнейшего воспаления синусовых пазух нырять не смог. Однако идея создания подводного фильма зародилась его голове где-то там, на острове Сардиния, после того, как он увидел фотографии Жака Майоля. Пять лет спустя, Бессон начал работать в кино и выпустил свой первый полнометражный фильм «Последняя битва». Люка признали молодым, подающим надежды кинорежиссёром. Он стал готовить следующую картину «Подземка». Однажды на берегу моря в Кассисе он познакомился с Жаком Майолем. Между новыми знакомыми быстро возникли симпатия и взаимопонимание. «Голубая бездна» в значительной степени отразила в дальнейшем взаимное уважение и восхищение друг другом этих двух выдающихся персон. Во время съёмок «Подземки» актриса Изабель Аджани познакомила Люка Бессона с одним из своих друзей — Уорреном Битти. Поскольку замысел фильма о ныряльщиках не давал к тому времени Бессону покоя, естественно, он стал обсуждать его с новым знакомым. Битти тут же выписал ему чек на 45 тыс. долларов и согласился стать продюсером будущего фильма. Друг Бессона по предыдущему фильму, актёр Жан Рено уже тогда точно знал, что будет играть Энцо. Оставалось найти Жака. Поначалу режиссёр подумал про Кристофера Ламберта, потом про Микки Рурка и Жерара Ланвена, но с ними не складывалось.

Тем временем подготовка фильма начала оборачиваться фарсом. Уоррен Битти, заручившись правами и титулом продюсера, неожиданно перепродал свои права американским кинопромышленникам, даже не предупредив Бессона. Решая путаницу с новыми владельцами сценария, приходилось параллельно конструировать подводные кинокамеры. Испытания первых прототипов завершились полнейшей неудачей. Последующие два года для Бессона обернулись банкротством и многочисленными неприятностями. Мечта о «Голубой бездне» разваливалась. Ему приходилось переписывать 160-страничный сценарий под вкусы и правила голливудских сценаристов. Те хотели заменить дельфинов на акул. Вскоре в написание сценария вмешался Франсис Вебер, стараясь углубить характеры персонажей. Положение спасла французская студия «Гомóн» (Gaumont), забрав проект в свои руки и дав зелёный свет созданию чисто французского кино. Президент и генеральный директор «Гомона» Николя Саиду с первого взгляда полюбил идею фильма, однако инженерные затруднения подводных съёмок так и не были решены. Жан Рено начал побаиваться затянувшегося проекта. Актриса Розанна Аркетт задавала много вопросов и терзалась сомнениями. И по-прежнему не было актёра на роль Жака Майоля. Саиду даже предложил Бессону самому сыграть эту роль. Шёл уже 1987 год, и проект фильма трещал по всем швам и протекал со всех сторон, несмотря на 80 миллионов франков бюджета (сегодняшние 12 с небольшим миллионов евро).

Наконец, в конце мая 1987 года, в Тулонской области на юге Франции впервые прозвучала команда «мотор!», и съёмки начались. На роль Жака Майоля выбрали Жан-Марка Барра, молодого начинающего актёра, нанятого после кастинга в Лондоне. Бессону он понравился. Первые дни съёмок прошли сложно. Двенадцать дней подводных сцен полностью были выброшены, картинка получилась некачественная. На съёмочной площадке режиссёр с грехом пополам удерживал штурвал управления. Продюсер Патрис Леду настаивал на большой экономии, прежде всего на экономии плёнки, а дубли продолжали получаться неудачными. Иногда приходилось снимать целые дюжины дублей с одними и теми же сценами и актёрами. Зачастую Жан-Марк Барр и Жан Рено не понимали друг друга и даже слегка недолюбливали. Розанна Аркетт зачастую слишком переигрывала. Однажды во время утренних съёмок все три актёра настолько стали играть по-своему, не слушая режиссёра, что Бессон просто покинул съёмочную площадку.

Но всё же он не сдавался.

Несколько недель спустя после начала съёмок, у Бессона родилась дочка Жюльетт от Анн Парийо, которая четыре года назад снималась в роли Никиты в одноимённом фильме Люка. Жюльетт родилась с врождённым пороком сердца, продолжив таким образом неудачи, преследующие проект отца. Однако рождение дочери всё-таки придало Люку сил и энтузиазма, и съёмки стали налаживаться. Девять месяцев продолжалась работа в разных частях света — на побережье Средиземного моря, в Париже, в высокогорном городке Тинь, в Нью-Йорке, среди песчаных бурь в Перу, на Багамах. Там, на островах, Бессон, наконец, нашёл подходящих актёров среди дельфинов. Тем временем врачи боролись за жизнь крошечной дочери режиссёра.

Несмотря ни на что полностью опустошённый Бессон смог полностью завершить съёмки фильма за 119 дней. Когда композитор Эрик Серра, друг и давний сподвижник Бессона, начал работать над музыкальным сопровождением, оставалось всего 5 месяцев до запланированной даты выхода фильма — 11 мая 1988 года. «Голубая бездна» должна была быть представлена публике на открытии Каннского фестиваля. Критики принимали фильм весьма настороженно.

На знаменитых ступеньках Каннского фестиваля Бессон показался с напряжённым выражением лица. В душе он был не здесь, его маленькой дочке должны были делать спасительную или смертельную, в зависимости от исхода, операцию на открытом сердце. К счастью, операция удалась.

Первые продажи билетов на фильм были никакие, но постепенно сарафанное радио сделал своё дело. Фильм понравился молодому поколению зрителей, несмотря на необычные сюжет и исполнение для тех времён французского кинопроизводства, построенного вокруг детективного кино с Бельмондо и бульварных комедий. Огромный успех «Голубой бездны» начался с показов на французском празднике кино — более 400 тысяч проданных билетов за неделю. Фильм держался на вершине кинематографических хит-парадов в течение всего лета и осени. Кроме того большой успех имела музыка из фильма — было продано 1,7 миллиона дисков. Жан Рено и Жан-Марк Барр стали кумирами французской молодёжи. К январю 1989 года был выпущен режиссёрский вариант фильма длительностью 2 часа 48 минут.

Бессон взял реванш над критиками, которые громили фильм в самом начале показов. На афишах значилось «Не ходите на этот фильм, он длится 3 часа!». В течение последующих 3 лет фильм посмотрели 9 миллионов зрителей, из них 80% нестоличной публики — из французской провинции. И 5 миллионов международных зрителей в других странах. В частности, в США было продано полтора миллиона билетов, несмотря на сокращённый монтаж фильма специально для американского зрителя и замену музыки Эрика Серра на альтернативные варианты.

С тех пор прошло 30 лет. Режиссёр «Голубой бездны» стал французским кинопромышленником, в одиночку он способен мериться силами с большими киностудиями Голливуда. Однако он остаётся альтернативщиком и по-прежнему не любит киножурналистов. В своей книжке с воспоминаниями о съёмках «Голубой бездны» Люк Бессон написал: «Фильмы для журналистов лишь пожива, и то до тех пор, пока фильм не вышел на экраны. Как только фильм начинают показывать, он теряет для прессы всякую ценность. Сам процесс создания или просмотра фильма, сопровождающие его эмоции, удовольствие, боль, на это им откровенно и с высокой колокольни наплевать».

Много воды утекло с тех пор, но «Голубая бездна» сохранила своё волшебство, а Бессон практически смог примириться с кинокритиками. Ведь в нынешнем поколении кинокритиков среди сорокалетних взрослых людей есть многие из той молодёжи, кто давным-давно влюбились в только что вышедшую «Голубую бездну».

Воспоминания Жиля Жакоба, почётного председатель Каннского фестиваля: «В этом фильме мне больше всего понравился вкус большой глубины, ощущение погружения, музыка, мизансцена, поэзия. Всё это гораздо приятнее, чем, собственно, рассказанная в сценарии история. Мне кажется, это был идеальный фильм для открытия Каннского кинофестиваля. Люк Бессон мне очень нравится, но в этом вопросе мы с ним разошлись, так как он хотел участвовать в основной конкурсной программе. Этот режиссёр смело отстаивает свой выбор. Он талантлив и уверен в своём таланте. Не любит внутренних противоречий, старается их разрешать или избегать, и для этого ему не требуется поддержка или помощь со стороны. И, конечно, он боец! Когда на него поначалу накинулись критики и журналисты, он обозлился, но нашёл смелость схлестнуться с ними в открытом споре, иной раз, конечно, преувеличивая, ругаясь на журналистов и обзывая их «дебилами». Помню, тогда мне даже пришлось выступить в защиту этого фильма, в итоге у нас разразился скандал буквально в прямом эфире. Справедливости ради надо упомянуть, что даже в те самые первые времена пресса не была однозначно настроена против фильма. И сегодня «Голубая бездна» так и не состарилась, а, пожалуй, лишь приобрела бóльшую ценность».

Оригинал статьи на портале Paris MATCH.

Перевод Федерации Фридайвинга. Фото из Интернета.